ОЛЬГА КОНОВАЛОВА

учитель биологии

Обучение

Разбор заданий ОГЭ с нахождением алгоритма

Очень важно: в подобных заданиях сначала внимательно прочитайте все пункты!!!

Потом мысленно попробуйте их расставить в нужном порядке. Не чурайтесь сделать схематичный рисунок в черновике.

mikrosopiya

 

В данном случае не так важно какой микропрепарат мы рассматриваем (по тексту задания). Важно вспомнить последовательность действий в классе. Либо соображать логически: сначала препарат кладут, а потом заживают лапками-держателями. То есть данное задание одно из самых простых вариантов заданий на алгоритм. Единственное о чем можно задуматься — это когда настраивать свет. Традиционно сначала настраивают свет, потом кладут микропрепарат. Это нужно запомнить.

Итого в данном задании: 6, 2, 3, 5, 1, 4. Если не запнулись о шестой пункт — большие молодцы. Я же даже второй раз просто записывая ответы чуть его не забыла. Потому что он в конце списка и не очень существенный. Посему напоминаю: сначала внимательно прочесть все пункты! Прикинуть первый и последний и затем расставлять остальные.

posledovatelnost-opyta

Достаточно простой опыт, но с небольшой закавыкой. Нужно сообразить что перед опытом мы сначала прорастили семена и соответственно пятый пункт будет началом. А концовка опыта достаточно прозрачно сформулирована — это третий пункт. Даже не очень нужно знать причем тут горящая лучинка для ответа. Мы то знаем, что горящая лучинка помещенная в банку с проростками фасоли быстро погаснет, чем подтвердит отсутствие кислорода (семена дышали и кислород расходовали). Единственный спорный момент: что такое контроль и куда его впихнуть. В данном случае контрольный опыт — это пустая банка с атмосферным воздухом, в котором не будет никаких изменений. Соответственно, контроль нам поможет в финальной части понять разницу в горении лучинки (правда, этот момент в задании не отображен). Лучинка в пустой банке будет гореть дольше, так как там будет некий объем кислорода (но все равно, конечно, потухнет, как выжжет весь кислород).

Итого: 5, 2, 6, 4, 1, 3. Контроль логично поместить в конце всех приготовлений. А вот пункты 2 и 6 по идее могут стоять и так 2, 6 и так 6, 2. Надеюсь в подобных случаях правильными сочетаниями считаются оба варианта.

opyt-na-vdelenie-uglekislogo-gaza

Опыт опять про дыхание. А методика другая, построенная на том, что известковая вода мутнеет взаимодействуя с углекислым газом. В атмосферном воздухе углекислого газа не много (0,03) и известковая вода остается прозрачной. Во время процесса дыхания будет выделяться углекислый газ и замкнутом объеме накапливаться до того количества, которое начнет взаимодействовать с известковой водой. При данных формулировках даже без знания сути эксперимента можно логически вывести правильный порядок действий, так как начальный (пятый) и конечный (четвертый) пункт сформулированы максимально прозрачно.

Итого: 5, 2, 1, 3, 4.

opyt-krahmal

Самое сложное, на мой взгляд, задание из серии. Здесь если не знать методики опыта, очень легко ошибиться в середине алгоритма. Поэтому опишу опыт опираясь на схематичное изображение порядка действий.

opyt-obnaruzhenie-krahmala

— растение помещают на некоторое время в темное помещение, для того что бы крахмал (который на тот момент уже был насинтезирован в листьях) был преобразован в глюкозу и распространился по всему растению как источник энергии [фотосинтез не происходит, а жить-то надо продолжать].

— далее возвращают растение на свет божий ;) На одном листочке помещают полоску темной бумаги (будет своеобразный контроль). Соответственно под бумагой в клетках листа фотосинтез происходить не будет.

— через сутки отрываем экспериментальный лист и погружаем в кипяток.

— затем погружаем в спирт. Спирт окрашивается в зеленый цвет хлорофиллом, а лист обесцвечивается.

— затем погружаем лист в раствор йода (вы отлично знаете эту качественную реакцию — йод при взаимодействии с йодом меняет окраску на синюю). Часть листа незакрытая полоской бумаги окрашивается в синий цвет, так как в этих клетках активно шел фотосинтез, образовывалась глюкоза, а затем и крахмал. Закрытая часть листа остается обесцвеченной, так как под полоской бумаги не происходил фотосинтез и не было крахмала.

Итого в задании: 1, 4, 3, 5, 2.