Систематика в школьном курсе биологии
Определение этого раздела биологии все если не знают наизусть, то как минимум читали не один раз. А зачем надо распределять организмы по степени родства на группы не всегда бывает понятно. Слишком абстрактное описание. Остается ощущение, что просто «по приколу», наука ради науки. Что совершенно не так.
Проиллюстрировать прикладное значение систематики можно большим количеством примеров из жизни. Потому что каждый из вас постоянно или систематизирует что-либо сам либо сталкивается с чужой систематизацией чего-либо. Все еще абстрактно? Сейчас будем исправлять ситуацию!
Пример № 1.
Вы пришли в известный вам магазин с небольшим списком покупок. Ваша задача купить нужное и не купить ненужное. То есть пройти по магазину наиболее кратким путем, что бы не зацепиться взглядом за что-то не очень нужное, но такое вожделенное. Предположим что у вас два пункта: йогурт и хлеб. Зная это вы идете в молочный отдел и в отдел хлебобулочных изделий. Это легко сделать в знакомом магазине именно потому что товары систематизированы по группам: молочная продукция, мясная продукция, замороженные полуфабрикаты, кофе/чай, хлебобулочные изделия и т.д.
Пример № 2.
Магазин одежды. В этих магазинах систематизация товаров очень актуальна, иначе будешь бродить часами в поисках нужной вещи. В них товары могут быть систематизированы по разному. Чаще всего первое, что вы видите в магазине одежды — это разделение на мужской и женский отдел (если это разделение вообще есть). Затем на группы джинсы/кофты/верхняя одежда/аксессуары. Далее в этой группе одежда развешана по моделям и размерам. А может быть по цветам и размерам. А может вообще не очень систематизирована как в магазинах типа секонд-хенд.
Систематика нужна, что бы было удобнее ориентироваться большом количестве информации.
Если примеры с магазинами немножко помогли в вопросе систематизации неживых объектов, то перейдем ко второму вопросу — применение систематики в школьном курсе биологии. В первую очередь нужно обратить внимание, на то что курс изучения животных (зоология в 7 классе) построен на принципах систематики — по очереди (от самых просто устроенных) организмов изучаются группы животных. Причем не просто изучаются, а изучаются все время в сравнении с предыдущей группой. В шестом же классе только часть школьного курса изучения растений использует данные систематики. Но от этого чаще всего не легче. Очень трудно бывает сопоставить иерархичность и вложенность систематики с бытовыми знаниями, которые в начале средней школы преобладают у среднестатистического учащегося над научной картиной мира. И тут нам поможет третий пример.
Пример № 3.
Дано: фанаты футбольного клуба «Спартак» и фанаты футбольного клуба «ЦСКА». Во время футбольного матча их легко отличить друг от друга. У них разная символика на одежде, разные цвета символики и в целом одежды, разные «кричалки». Три вышеперечисленных характеристики можно считать основными для разделения фанатов на группы. Рассматриваете одного конкретного человека, изучаете символику представленную на футболке, шарфе, бейсболке (смотря что есть в наличии), цвета символики, какие речевки человек произносит. Анализируя эти данные определяете человека в тот или иной стан фанатов. Бывает, что данных недостаточно (нет ни символики, не определенных цветов в одежде и человек молчит), то и отнести такой экземпляр трудно к той или иной группе фанатов.
Тоже самое и с растениями (например). У растения есть цветок, плод и семена, значит оно относится к отделу покрытосеменных растений. Внтури этого отдела две группы (как две группы фанатов): класс двудольные растения и класс однодольные растения. Их можно отличить по совокупности определенны характеристик (приведу только основные): количество семядолей в семени (от этой характеристики название классов), строение корневой системы, жилкование листа, количество частей цветка (в основном лепестков). Получается что шиповник собачий относится к
-
царству растений (фотосинтез, крахмал, особенности строения клетки и т.д.)
- отделу покрытосеменных растений (есть цветок и плод)
-
классу двудольных (стержневая корневая система, сетчатое жилкование, количество лепестков кратно пяти)
и так далее — семейство, род, вид. Каждая следующая группа (таксон) меньше предыдущей и вложена в более крупную группу, как маленькая матрешка в большую матрешку.
И еще очень важный (и проблемный для понимания) момент: таксоны.
Таксоны — это названия групп разных уровней внутри систематики. Для понимания вернемся к первому примеру. Продуктовый магазин. Все товары этого магазина можно разделить на крупные группы: молочные продукты, мясные продукты и канцелярские товары (групп больше, но для примера будет достаточно и этих трех). В классификации живых организмов такие крупные группы (таксоны) называются царствами. Царство растения, царство грибы, царство животные. В магазине эти крупные группы можно разделить на группы поменьше. Например, канцелярские товары можно разделить на группы: тетради и альбомы (то в чем пишут и рисуют), ручки и карандаши (то чем пишут и рисуют), линейки и транспортиры (то чем измеряют). В классификации живых организмов таксон царство тоже состоит из более мелких групп. Например, царство животные состоит из систематические групп (таксоны), которые называются типы: тип кишечнополостные, тип членистоногие, тип хордовые. Далее классы, семейства, роды и самые мельчайшие единицы систематики — виды. Каждая более мелкая группа вложена в более крупную. А таксоны это ступени систематики.